GeForce4 Ti4200 и Radeon 9500/9500Pro – сравнительный анализ

30.03.2003



Качество драйверов (продолжение)

No One Lives Forever 2

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

У Radeon 9500 в этой игре есть некоторые проблемы с картами освещения. Карта иногда «забывает» накладывать эти текстуры на некоторые объекты в игре. На скрине ниже показано, как карты освещения, в зависимости от угла обзора то пропадают, то появляются на тапках, которые можно встретить возле каждого дома, на первом, «японском» уровне игры.

Radeon 9500



Neverwinter Nights

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

Разница в качестве на этих скринах очевидна. Объясним почему. Игра работает через OpenGL и использует специфические расширения NVIDIA для реализации некоторых эффектов (в данном примере – «Shiny Water»). Карты ATI, расширения NVIDIA, естественно, не поддерживают. Это не вина драйверов ATI, но указанные эффекты на ее картах работать не будут, пока разработчик игры сам этого не захочет. На данный момент существует официальный патч к игре, в котором «Shiny Water» якобы реализован и через расширения ATI, однако мы не нашли подтверждения этой информации.


Project IGI

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

Никаких нареканий на качество графики нет.


Soldier of Fortune II - Double Helix

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

У GeForce4 Ti4200 отмечено более низкое качество отображения полупрозрачных текстур при использовании их компрессии. В данном примере это видно на водной поверхности, в случае GeForce4 Ti4200, словно покрытой «бензиновыми разводами». Это не проблема драйвера, это проблема самих алгоритмов распаковки. Формально эту проблему можно решить отключением компрессии текстур в игре, но реально это ведет к полной потере играбельности. Объемы текстур максимального качества в этой игре настолько высоки, что без использования компрессии недостаточно даже 128MB видеопамяти для их размещения.


Warcraft III

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

Никаких нареканий на качество графики нет.


ИЛ-2 Штурмовик

Эта игра вызвала проблемы на обеих картах

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

У Radeon 9500, на поверхности земли иногда встречаются полосы, выглядящие как «внезапно обрывающиеся дороги». Одну из таких «дорог» вы можете видеть на показанном фрагменте (чуть выше хвоста самолета).

Проблема не фатальна и имеет решение:

Достаточно отключить в графических настройках игры опцию «комбинирование текстур»…

Radeon 9500 - «комбинирование текстур»: выкл.

… и проблема исчезнет. Опция, очевидно, влияет на качество изображения, деградацию которого можно заметить на приведенном скрине. После отключения «комбинирования текстур», прибрежная отмель реки отображается уже не столь эффектно.

Следующая проблема касается GeForce4 Ti4200:

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

У этой карты наблюдаются некоторые огрехи в качестве, при отображении полупрозрачных текстур. Бандинг на винте самолета очень похож на тот, что мы видели в Soldier of Fortune II - Double Helix, при включении компрессии текстур. Однако, в данном случае, компрессия текстур к этому казусу не имеет никакого отношения. Проблема появилась в Detonator 40.xx, (т.е. это проблема именно драйвера), но она может быть исправлена в графических настройках игры. Достаточно отключить опцию «массивы вершин»…

GeForce4 Ti4200 – «массивы вершин»: выкл.

… чтобы проблема пропала. Отрицательного влияния на качество изображения, при отключении опции «массивы вершин», замечено не было. Опция эта, вероятно, оптимизирует передачу геометрии (вершин) драйвером чипу. Ее отключение, теоретически, может влиять на скорость (отрицательно). Бенчмарка, правда, в игре нет, но визуально падения скорости отмечено не было.


Выводы по разделу

Проверка качества драйверов, в реальных играх, показала, что и драйверы GeForce4 Ti4200 и драйверы семейства карт Radeon 9500/9700 небезгрешны. Отмечен ряд проблем как с той, так и с другой стороны. Тем не менее, большинство из проблем могут быть решены пользователем без особого труда и потерь. Из 25 рассмотренных игр, из-за несовершенства программного обеспечения, проблемы имели GeForce4 Ti4200 в 3-х случаях, Radeon 9500/9700 - в 5-ти. Напомним эти игры:

«Проблемные» игры

Radeon 9500

GeForce4 Ti4200

1

Blade of Darkness*

Dungeon Siege*

2

Operation Flashpoint

Serious Sam SE

3

Mafia

ИЛ-2 Штурмовик

4

No One Lives Forever 2*

-

5

ИЛ-2 Штурмовик

-

* - решение неизвестно

Очевидно, использование программного обеспечения ATI доставляет пользователю чуть больше проблем, нежели NVIDIA. Именно «чуть», хотелось бы подчеркнуть. Важно, что даже игры, проблемы в которых не нашли решения, не подразумевают невозможность играть в них. Если вспомнить проведенное нами когда-то сравнение драйверов Radeon 8500 и GeForce3 и сравнить его с тем, что мы видим сейчас, на примере Radeon 9500 и GeForce4 Ti4200, то прослеживается четкая тенденция к сближению качества софта ATI и NVIDIA. Причем, сближение это происходит не только за счет повышения качества драйверов Radeon 9500, но и, как ни печально, понижения качества драйверов GeForce4 Ti4200. Для последнего описано три проблемы, но двух из них, с более старыми драйверами, не было! Видимо NVIDIA, в своем стремлении догнать новейшие чипы ATI с помощью заточки драйверов, несколько опустила планку их качества…

Напоследок хотелось бы предостеречь читателя от ошибочных выводов, которые можно сделать в данном разделе. А именно попытки перенести отмеченные здесь проблемы GeForce4 Ti и Radeon 9500/9700 на совершенно другие чипы обоих компаний. Делать этого не стоит. Проблемы у разных поколений чипов, порой, совершенно различны. Если игра с данным драйвером «не глючит» (или напротив, «глючит») на карте с определенным чипом одной компании, это никак не означает, что эта игра будет себя так же вести на карте с совершенно другим чипом этой компании. Такое различное поведение чипов разных поколений на одном и том же драйвере мы отметили по ходу тестирования. Например, у Radeon 9000, в данных играх проблем отмечено больше, чем у Radeon 9500, а у GeForce3, напротив, меньше, чем у GeForce4 Ti, но мы не будем рассматривать эти проблемы конкретно, в рамках этой статьи. Мы лишь предупреждаем вас о возможности сделать неправильные выводы из правильных результатов. :)


Заключение

Мы рассмотрели четыре (точнее даже пять) современных видеокарт, находящихся в ценовом диапазоне ниже 200 у.е.. Их работу в различных режимах и популярных играх. Пора подвести итоги, обобщив результаты тестирования в группы:

Качество

  1. С точки зрения качества 2D-изображения, рассмотренные карты на чипах ATI уступили Gainward GeForce4 Powerpack Ultra/650-8X XP Golden Sample. Проблему с «помехами» в некоторых разрешениях мы считаем достаточно серьезной, несмотря на отсутствие таковой при подключении через DVI-I. Такое подключение ущемляет заявленные производителем функциональные возможности карт, такие как «мультимониторность» и ее частный случай «использование одновременно TV-Out и монитора».

  2. Качество воспроизведения фильмов в формате DivX :) находится у карт примерно на одинаковом уровне. Мы не смогли отдать предпочтение кому-то конкретно.

  3. Качество реализации дополнительных функций, призванных улучшить качество трехмерного изображения, таких как антиалиасинг и анизотропная фильтрация, у рассмотренных карт значительно отличается. В плане качества антиалиасинга, лидерство чипов Radeon 9500/9700 неоспоримо во всех режимах.
    О качестве же анизотропной фильтрации столь категорично заявить уже нельзя. При максимальном качестве, Radeon 9500/9700 предлагает более глубокую, нежели GeForce4 Ti4200 «Level 8», анизотропию для текстур, расположенных под углами 0°, 45° и 90°, но такую же или менее глубокую, для текстур под любыми другими углами. Недостатки такого подхода порой могут быть весьма заметны, но очевидны и достоинства - большая скорость. У GeForce4 Ti4200, недостатков в плане качества анизотропной фильтрации не отмечено. Эти карты всегда демонстрируют фильтрацию именно установленного уровня, за что, правда, и расплачиваются скоростью.

  4. Radeon 9500/9700 несколько уступает GeForce4 Ti4200 в качестве драйверов. Первый, вероятно, будет доставлять чуть больше проблем своим владельцам, но не настолько, чтобы это могло играть важную роль в выборе, поскольку проблемы отмечены и у GeForce4 Ti4200 и их не намного меньше, чем у карт ATI. Хотелось бы напомнить, еще раз, что «фатальных» проблем, не позволяющих пользователю насладится любой из рассмотренных игр, у карт мы не отметили вовсе.

Скорость

Radeon 9700(SoftR9700) – показал себя безоговорочным лидером с точки зрения скорости в нашем тестировании. Отрыв от младшей модели, вероятно, может быть значительно больше, ведь в режимах без дополнительной нагрузки скорость карты практически во всех тестах ограничивалась мощностью CPU. Ограничение процессором скорости в тестах было заметно даже в режимах с нагрузкой антиалиасингом и анизотропией. Карте по плечу самые тяжелые режимы, такие как 4x антиалиасинг в разрешении 1280х1024 и анизотропная фильтрация «Level 16 Quality» в разрешении 1600х1200.

Radeon 9500Pro 128MB – карта заняла почетное второе место. Отставание от предыдущей порой весьма заметно, порой не очень. «Не очень», в первую очередь, вследствие сильной ограниченности скорости старшего брата мощностью CPU, впрочем, это касается и самого Radeon 9500Pro, но в меньшей мере. Рабочими режимами, с дополнительной нагрузкой, по проведенному набору тестов можно считать 1024x768 при антиалиасинге 4х и 1280х1024 при анизотропной фильтрации «Level 16 Quality».

Radeon 9500 128MB – карта достаточно неоднозначная. Цена, близкая к Radeon 9500Pro делает ее не слишком привлекательной, в сравнении с ним, если бы не возможность «переделки» Radeon 9500 128MB в SoftR9700. При таком раскладе это наиболее выгодная покупка, но, как мы уже отметили в начале статьи, успех в переделке гарантировать нельзя. Это лотерея, шансы выигрыша примерно «2:3». В тестах, без дополнительной нагрузки и в режимах с анизотропной фильтрацией, Radeon 9500 128MB заметно проигрывает Radeon 9500Pro 128MB. Пропускная способность, обеспечиваемая 256-бит шиной, для этой карты, кажется, явно излишней. Хотя тяжелые режимы с антиалиасингом, к пропускной способности памяти довольно чувствительны и именно там 256-бит дает ощутимое превосходство. Карте, однако, не удается догнать (а тем более перегнать) Radeon 9500Pro, но существенно оторваться от самой младшей модели, вполне. Рабочими режимами, с дополнительной нагрузкой, по проведенному набору тестов, можно считать 1024x768 при антиалиасинге 4х и 1024х768 при анизотропной фильтрации «Level 16 Quality».

Radeon 9500 64MB – Карта в режимах без дополнительной нагрузки и в режимах с анизотропной фильтрацией показывает скорость, очень близкую к предыдущей. Исключения составляют случаи, в которых карте явно не хватает памяти для размещения текстур. Здесь идет сильный провал производительности ниже всех разумных пределов. Такое поведение не очень понятно, ибо проваливаться карта ухитряется ниже заведомо тормозных аналогов (например, GF3!), оснащенных теми же 64MB ОЗУ. Возможно, это следствие проблем с AGP-текстурированием современных драйверов ATI. В режимах с антиалиасингом, карта отстает от предыдущей, порой весьма существенно, поэтому не позволяет считать для себя играбельными аналогичные режимы. Рабочими режимами, с дополнительной нагрузкой, по проведенному набору тестов, можно считать 1024x768 при антиалиасинге 2х/4x (с переменным успехом) и 1024х768 при анизотропной фильтрации «Level 16 Quality».

GeForce4 Ti4200 – В режимах без дополнительной нагрузки карта показала весьма неплохую скорость, превзойдя и Radeon 9500 64MB и Radeon 9500 128MB. До Radeon 9500Pro, однако, она дотянуть не смогла, за исключением чрезвычайно процессорозависимых OpenGL-тестов, скорость в которых ограничена подсистемой «CPU-память» и драйвером видеокарты. В таких тестах GeForce4 Ti4200 удалось побить даже Radeon 9700 (SoftR9700). Правда, нужно заметить, что это преимущество довольно небольшое и вероятно исчезнет на более мощных системах, где скорость будет ограничена уже филрэйтом.
В режимах с дополнительной нагрузкой дела у карты обстоят не лучшим образом. При антиалиасинге 4х, карта часто отстает и порой весьма существенно, даже от младшей модели Radeon 9500, которая тоже не всегда блещет скоростью в этом режиме. Играбельными режимами, по проведенному набору тестов, можно считать антиалиасинг 2х и Quincunx, иногда 4х, в разрешении 1024х768. С анизотропией все еще печальнее. Проведенные тесты показывают, что анизотропную фильтрацию, даже компромиссного качества («Level 4»), GeForce4 Ti4200 позволяет использовать не везде. UT2003 (тесты Botmatch) продемонстрировал нам неиграбельность этого режима, даже в разрешении 1024х768. Если такое падение - следствие наложения игрой более двух текстур за проход, то в ближайшее время, от использования анизотропной фильтрации, владельцам GeForce4 Ti4200, видимо, придется отказаться вообще. Ведь именно за такими играми, использующими сложное мультитекстурирование, обозримое будущее. Впрочем, в не очень новых играх, падение производительности у GeForce4 Ti4200 не столь велико и вполне можно использовать анизотропию «Level 4» или «Level 8». Но придется постоянно оглядываться на скорость. «Форсировать и забыть» - не получится.



"МИР NVIDIA" выражает признательность:

компании "ATLANTIC COMPUTERS"
за предоставленную для тестирования видеокарту
Gainward GeForce4 Powerpack Ultra/650-8X XP Golden Sample

Андрею Воробьеву (iXBT.com)
за предоставленные для тестирования видеокарты
на базе процессоров Radeon 9000/9500/9500Pro.



Андрей Дерябин aka andser (andser@nvworld.ru)


Введение
Спецификации карт
Карты
   -GeForce4 Ti4200 128MB w/AGP8x
   -Radeon 9500 64MB
   -Radeon 9500 128MB
   -Radeon 9500Pro 128MB
   -SoftRadeon 9700 128MB :)
Качество 2D
Как мы тестировали
   -Система
   -Настройки тестов
   -Настройки драйверов
Синтетические тесты 3DMark 2001 SE
   -Fillrate
   -HighPoligonCount
   -VertexShader
   -PixelShader
   -Dot3 и EMBM рельеф
Тесты Direct3D (скорость и качество)
   -3DMark2001 SE Overall Score
   -3DMark2001 SE Game1 - CarChase (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game2 - Dragothic (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game3 - Lobby (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game4 - Nature
   -CodeCreatures Benchmark Pro
   -Comanche4 Demo Benchmark
   -Aquanox
   -Dungeon Siege Benchmark
   -Unreal Tournament Demo Benchmark
Тесты OpenGL (скорость и качество)
   -Star Wars JK II Jedi Outcast
   -Return to Castle Wolfenstein
   -Serious Sam - The Second Encounter
Выводы по разделу
Антиалиасинг
Качество антиалиасинга
   -3DMark2001 SE Game2 - Dragothic
   -Serious Sam - The Second Encounter
Скорость антиалиасинга. Тесты Direct3D
   -3DMark2001 SE Fillrate
   -3DMark2001 SE Overall Score
   -3DMark2001 SE Game1 - CarChase (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game2 - Dragothic (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game3 - Lobby (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game4 - Nature
   -Comanche4 Demo Benchmark
   -Dungeon Siege Benchmark
   -Unreal Tournament Demo Benchmark
Скорость антиалиасинга. Тесты OpenGL
   -Star Wars JK II Jedi Outcast
   -Return to Castle Wolfenstein
   -Serious Sam - The Second Encounter
Выводы по разделу
Анизотропная фильтрация
Качество анизотропной фильтрации
   -Texture Filter TestApp
   -3DMark2001 SE Game2 - Dragothic
   -Serious Sam - The Second Encounter
   -Star Wars JK II Jedi Outcast
Скорость анизотропной фильтрации. Тесты Direct3D
   -3DMark2001 SE Fillrate
   -3DMark2001 SE Overall Score
   -3DMark2001 SE Game1 - CarChase (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game2 - Dragothic (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game3 - Lobby (Low Detail)
   -3DMark2001 SE Game4 - Nature
   -Comanche4 Demo Benchmark
   -Dungeon Siege Benchmark
   -Unreal Tournament Demo Benchmark
Скорость анизотропной фильтрации. Тесты OpenGL
   -Star Wars JK II Jedi Outcast
   -Return to Castle Wolfenstein
   -Serious Sam - The Second Encounter
Выводы по разделу
Качество драйверов
   -AquaNox 2 Revelation Demo
   -Battlefield1942
   -Blade of Darkness
   -OperationFlashpoint
   -Grand Theft Auto III
   -Hitman 2 Silent Assassin Demo
   -Mafia
   -Max Payne
   -Medal of Honor Allied Assault
   -Morrowind
   -Need for Speed - Porsche Unleashed
   -Need For Speed Hot Pursuit 2
   -No One Lives Forever 2
   -Neverwinter Nights
   -Project IGI
   -Soldier of Fortune II - Double Helix
   -Warcraft III
   -ИЛ-2 Штурмовик
Выводы по разделу
Заключение
   -Качество
   -Скорость